Сайт социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 473 Советы дефектолога родителям будущих первоклассников! :)
Развитие восприятия Одной из важных предпосылок обучения является сформированное у ребенка восприятие. Восприятие – первый шаг в познании окружающего мира. Можно выделить следующие направления развития восприятия: 1.Формирование восприятия пространства (восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними). Понятие величиныи формы предметов, как правило, бывают сформированы уже к двум-трем годам. Представления о взаимном расположении предметов, удаленности и направлении,, в котором они находятся формируются в течение всего периода дошкольного детства. 2. В дошкольном возрасте формируется цветовое восприятие. Если представления об основных цветах складываются у ребенка в раннем возрасте, то восприятие и различение оттенков развивается к старшему дошкольному возрасту. 3. Значительно сложнее формируются временные представления. Это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений. Формирование восприятия времени является важной развивающей задачей в период дошкольного детства. 4. Наиболее сложный вид восприятия – восприятие движения. Это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя впространстве. Данным направлениям следует уделить большое внимание в процессе развивающих занятий с детьми. Развитие внимания Коррекционно-развивающие занятия с детьми необходимо начинать с формирования внимания, так как от способности ребенка к произвольной деятельности зависят результаты всей его работы. Внимание – это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т.п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.
Развитие памяти Важную роль для ориентировки человека в жизни играет память. Формировать ее необходимо с раннего детства. В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизвольная память. К началу систематическому обучению дети уже запоминают стихи. Достаточно высокого уровня развития достигает механическая память. Она является преобладающей и в самом начале школьного обучения. За счет многократных повторений дети запоминают необходимый материал. В работе по развитию памяти необходимо уделять внимание логической памяти и показывать детям на примерах, какие приемы можно использовать для запоминания материала. К таким приемам относят: выделение смысловых опор (наглядных, словесных); · смысловое соотнесение; · составление плана; · классификация; · группировка; · установление аналогийи др. При работе надо учитывать и те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми (зрительная, слуховая, двигательная). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях. Развитие воображения Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью вцелом. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных представлений. Будучи самостоятельным психическим процессом, воображение практически зависит от потребностей, интересов и желаний личности, ее мотивов, а также эмоций и характера. Оно связано с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методики обучения и воспитания, возраста, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей. Воображение возникает и развивается в процессе деятельности (игровой, учебной, изобразительной, трудовой и т. п.), с другой стороны оно является важным фактором деятельности в плане ее активизации. С раннего возраста жизнь требует достаточно сформированного уровня развития воображения. К школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и при рисовании, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальной своображаемым. Необходимо отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Работа поразвитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения спостепенным нарастанием сложности и объема заданий, с учетом возраста,психофизического развития и индивидуальных особенностей личности. В задачитаких занятий входит прежде всего расширение кругозора детей, обобщениеих сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов, развитие и активизацияречи, обучение приемам оперирования образами и представлениями. Важным условием раскрытия творческих способностей является создание общей атмосферы комфортности и увлеченности, а также оказание при необходимости разного вида помощи. Занятия должны строиться таким образом, чтобы ребенок сумел познать радость успеха.
Развитие мышления С точки зрения психологии, мышление это одна из высших форм деятельности человека. Мышление выходит за пределы чувственно познания, продолжает, расширяет и обобщает ощущения, восприятия, представления. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Мышление – наиболее высокая ступень познания. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Анализ и синтез – основные мыслительные операции, без которых невозможна никакая умственная деятельность. Во всех видах учебной деятельности имеет место разделение целого на части, вычленение части из целого и соединение частей в целое. В процессе обучения необходимо ставить перед детьми больше конкретных задач, сочетать словесные и наглядные средства обучения и делать это в условиях практической деятельности. Большое место должно быть уделено обучению операции сравнения, с помощью которой устанавливаются сходства и различия предметов и явлений окружающего мира. Операция сравнения опирается на анализ и синтез, в ней также участвует речь. Обучая умению сравнивать предметы, мы учим выделять отдельные свойства, признаки предметов (величина, цвет и т.д.). Затем учим сравнивать один предмет с другими, непохожими, а после этого – с похожими объектами. Так как различие устанавливается легче, чем сходство, следует больше внимания уделить работе по обучению умению устанавливать общие признаки. Детей необходимо учить выделять в предметах и явлениях главные, существенные признаки, устанавливать причинно-следственные зависимости. Развитие речи (краткие сведения о речи) Работа по развитию речи идет в процессе формирования любой психической функции. В большей мере это связано с формированием мышления. В то же время целесообразно проводить и самостоятельную целенаправленную работу по развитию речи. В процессе работы необходимо уделить внимание активизации речи, пополнять как активный, так и пассивный словарь ребенка за счет расширения запаса общих представлений, уточнения сведений об окружающем мире. Развитие моторики (краткие сведения о моторике) В ходе работы над формированием различных психических процессов обязательно должно уделяться внимание совершенствованию как мелкой, так и общей координации движений ребенка.
|
|